По данным исследования фонда «Commonwealth Fund», Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS) была признана лучшей в категории «государственная бесплатная медицина» среди 11 развитых стран мира, в которых проведено исследование (Австралия, Нидерланды, Норвегия, Новая Зеландия, Швеция, Швейцария, Германия, Канада, Франция и США). Следует отметить, что система NHS регулярно занимает ведущие места в различных престижных международных рейтингах. Однако и сами британцы, и приезжие резиденты признают важность и необходимость услуг частных клиник.
Великобритания является единственной среди западных стран, где подавляющая часть (около 90%) медицинских учреждений принадлежит государству. В этой стране доминирует государственная система здравоохранения и, как дополнение к ней, функционирует частное (добровольное) страхование и платная медицинская помощь. Национальная служба здравоохранения Великобритании объединяет все государственные медицинские учреждения, контролирует и оплачивает деятельность многих частных медицинских институтов, взявших на себя обязательство придерживаться ее правил.
Британия входит в десятку мировых лидеров по уровню развития науки и внедрения инноваций в сфере здравоохранения и биотехнологий.
Основа современного медицинского обслуживания в Великобритании была заложена после Второй мировой войны в 1948г. Создание Национальной службы здравоохранения было в то время важнейшей социальной реформой, которая была необходима для оказания комплексных медицинских и реабилитационных услуг. Новая служба стала бесплатной для всех людей, проживающих на территории Королевства, и остается таковой по сей день, за исключением услуг стоматолога. Более того, граждане ЕС имеют право на бесплатное медицинское обслуживание от NHS, такие же правила действуют для беженцев. В экстренных случаях за бесплатной помощью могут обратиться и зарубежные туристы.
На сегодняшний день Национальная служба здравоохранения это огромная система, в которой работает более миллиона специалистов (NHS входит в первую десятку крупнейших работодателей мира) и куда обращается за помощью большинство жителей Великобритании.
Медицинской помощь в Великобритании организована следующим образом:
1. Служба общественного здравоохранения: включает только средний медицинский персонал: акушерки, патронажные и медицинские сестры, социальные работники. Их задачи: проведение профилактических мероприятий, уход за больными, осуществление медицинских назначений врачей, при необходимости прием неосложненных родов на дому.
2. Служба общей практики (внебольничная): включает врачей общей практики, стоматологов, офтальмологов и фармацевтов. Амбулаторное обслуживание осуществляется через институт частной медицинской практики. Основная часть населения Великобритании регистрируется у частнопрактикующих врачей общего профиля, который получает деньги за каждого жителя, прописанного на участке, и временно проживающих, за лиц старше 60 лет, за работу в ночное и внеурочное время, за работу в отдаленных районах и сельской местности. На заработную плату врача влияет стаж работы.
3. Госпитальная служба: включает врачей узкого профиля, которые работают по участковому принципу, ведут амбулаторный прием по своей специальности, и оказывают медицинскую помощь стационарным больным. Медицинский персонал составляют наемные работники, получающие заработную плату.
В случае серьезных и комплексных заболеваний помощь NHS надежна. Например, в рамках службы действует специальная программа по срочной диагностике, лечению и реабилитации после инсульта, а также быстрая диагностика в случае подозрения на рак. Скорая медицинская помощь оказывается в рамках NHS оперативно и всем без исключения. Но, как и любая огромная система, служба здравоохранения негибкая и трудно адаптируется к меняющимся условиям, а поэтому иногда дает сбои.
Одной из главных проблем последних нескольких лет является перегрузка больниц, обусловленная сокращением бюджета и нехваткой персонала. Каждый житель Британии прикреплен к врачу общей практики — GP (general practitioner). Соответственно, когда возникает проблема, требующая консультации врача, каждый человек обязан сначала записаться на прием к GP, который в случае необходимости выдаст направление к конкретному специалисту. Записаться к врачу можно, но нужно будет запастись терпением. Однако, если консультации GP будет недостаточно, к терпению придется добавить еще и выдержку, так как срок ожидания узкопрофильного специалиста может занять несколько месяцев.
В случаях, когда ждать бесплатной помощи приходится долгие месяцы, а иногда и годы, большинство людей обращаются к частной медицине. Она очень хорошо развита в Британии и входит в число самых передовых в мире. В частных клиниках не нужно ждать записи к врачу и можно сразу же идти на прием к узкопрофильному специалисту. Обычно результаты обследования известны сразу, и многие операции назначаются через несколько дней. По словам директора медицинской консьерж-службы Великобритании «АнглоМедикал» Э.Китромилидес, в частных клиниках у врачей намного больше времени на каждого пациента, что дает им возможность глубже вникнуть в проблему и подробнее объяснить пациенту схему лечения.
Частные клиники также поднимают престиж Великобритании в сфере так называемого медицинского туризма, когда люди, не найдя удовлетворительного решения проблемы в своей стране, выбирают клинику за границей. Сервис в Великобритании для медицинских туристов организован на высшем уровне. Например, при обращении в медицинскую консьерж-службу клиенты могут рассчитывать на помощь в получении визы, покупке билетов, аренде жилья и организации предварительных консультаций с потенциальным лечащим врачом по скайпу. В британской медицине также широко распространен так называемый мультидисциплинарный подход. Это значит, что в случае необходимости различные специалисты будут обсуждать историю болезни на консилиуме, чтобы найти максимально подходящий план лечения.
По словам специалистов, приезжие пациенты делятся на две категории: те, кто пытается найти способы вылечить серьезные заболевания (например, мамы с тяжелобольными детьми), и те, кто приезжает на проверку/диагностику (например, бизнесмены, находясь в командировке, хотят проверить свое здоровье на передовом оборудовании). «Для самых занятых зарубежных клиентов существует экспресс-тестирование — когда общий профиль подготавливается за день, а потом уже пациент вместе с терапевтом решает, что в его общем состоянии требует дополнительных исследований. Многим из пациентов такой скрининг помог не только выяснить проблемные области, но и выявить серьезное заболевание (например, рак) в самом начале его развития».
Один из главных условных минусов частной медицины заключается в том, что получении качественной услуги требует финансовых затрат. Прием у врача обходится в среднем в 180–350 фунтов, не включая расходов на дополнительные процедуры и обследования. Стоимость лечения зависит от клиники и необходимых процедур. Например, роды в «Portland Hospital» обходятся в среднем в 20 тыс. фунтов, искусственное оплодотворение — от 5 тыс. фунтов за цикл.
Сами британцы и экспаты Соединенного Королевства предпочитают комбинировать услуги частной и государственной медицины, обращаясь за экстренной помощью и лечением серьезных и комплексных заболеваний в NHS, а с менее тяжелыми случаями, обычными осмотрами и рутинными операциями — в частные клиники.
Государственная система финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет. На здравоохранение выделяется определенная сумма средств в % от национального дохода. В Великобритании она составляет 9,8%. Все средства формируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали.
В Великобритании действует централизованная система управления здравоохранением, возглавляет которую министерство здравоохранения и социального обеспечения. Государственная система здравоохранения охватывает все категории населения. Это наиболее доступная форма оказания медицинской помощи.
Положительные стороны бюджетного финансирования: Централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения; Бюджетные ограничители заставляют медиков экономить, снижают вероятность навязывания пациентам ненужных процедур, манипуляций, лекарств.
Дефициты, возникающие в национальной службе здравоохранения, частично компенсируются частным медицинским страхованием и расширением сферы платной медицинской помощи.
Однако, поскольку источники финансирования здравоохранения замыкаются на государственный бюджет, размер финансирования зависит от других статей государственных расходов и конкурирует с ними. Правительство не располагает возможностью расширения фондов здравоохранения.
Здравоохранение стран с бюджетным финансированием намного уступает по технической оснащенности странам с аналогичным уровнем экономического развития, но с другими принципами финансированием. Особенно велик разрыв по тем видам медицинской помощи, которые оказываются не по жизненным показаниям. Значительная часть медицинских услуг оказывается за плату из личного бюджета пациента: питание в стационаре, выписка рецептов на медикаменты и очки, лечение у стоматолога и офтальмолога (исключение–дети до 16 лет, беременные женщины и кормящие матери).
Нормирование и контроль в здравоохранении в Британии
Обеспечением высокого качества оказываемых населению медицинских услуг занимаются несколько организаций. Тем не менее, все эти специальные структуры здравоохранения главным образом сосредотачивают свою работу на важнейших аспектах отрасли – клинических рекомендациях, составленных отдельно для всех типов патологических состояний, и безопасности пациентов. В данном случае более адекватным термином, обозначающим подобные документы, будет словосочетание «клинические рекомендации».
В Англии и Уэльсе разработкой и публикацией клинических рекомендаций занимается Национальный институт клинического мастерства (The National Institute for Clinical Excellence–NICE). Эти документы касаются отдельных заболеваний, лекарственных средств, медицинских устройств, а также технологий ведения и лечения определенных патологических состояний. Все госпитали NHS должны учитывать рекомендации и основывать на них свои внутренние алгоритмы. Как уже упоминалось, частные клиники не обязаны следовать подобным указаниям, но, тем не менее, многие коммерческие учреждения утверждают их как внутренние стандарты «лучшей практики».
Помимо создания клинических рекомендаций, NICE также проводит просветительную работу с общественностью и консультирует сотрудников здравоохранения.
Наблюдение за соответствующим выполнением всех необходимых рекомендаций на практике проводит Комиссия по здравоохранению. Именно она занимается оценкой и публикацией показателей работы NHS. Согласно создаваемым рейтингам проводится анализ способности трастов к автономному функционированию, то есть к приобретению независимого статуса.
Несмотря на очевидную сложность проведения подобной оценки, исходный результат поражает своей доступностью. В Англии все организации NHS в официальном рейтинговом списке оцениваются по шкале от нуля до трех звездочек в зависимости от следующих показателей:
– время и списки ожидания;
– количество отмененных вмешательств;
– чистота больниц;
– летальность;
– финансовая ситуация;
– количество повторных обращений в службу скорой медицинской помощи.
Сбор и рациональное использование информации о нежелательных последствиях лечения позволяет улучшить стандарты безопасности в учреждениях NHS. Эти функции выполняет Национальное агентство по вопросам безопасности пациентов, которое распространяет среди персонала информацию о необходимости подавать отчеты о нежелательных эффектах лечения и других опасных для больных событиях. Жалобы пациентов также рассматриваются отдельной службой, которая оценивает действия персонала не только в государственных, но и в частных учреждениях.
Следует отметить, что подобная работа выполняется независимо от NHS и правительства. В случае, когда доказано серьезное профессиональное нарушение со стороны врача, его дело передается в Общий медицинский совет, обладающий полномочиями применять к персоналу частных и государственных больниц необходимые санкции.
Подготовлено из интернет источников.
Пресс-служба
Фонда государственного медицинского страхования