Ishonch telefoni:
(+998 71) 241 02 39
Elektron pochta:
info@tibbiysugurta.uz

Об организации системы медицинского страхования в Республике Корея

Tibbiy sug‘urta sayti > Новости > Об организации системы медицинского страхования в Республике Корея
Tibbiy sug‘urta sayti > Новости > Об организации системы медицинского страхования в Республике Корея

Население Южной Кореи насчитывает около 51,2 млн. чел. Средняя продолжительность жизни для женщин составляет 82 года,  у мужчин – 79 лет. Уровень рождаемости составляет 8,6 чел. на 1 тыс. населения, смертность — 5,4 чел. на 1 тыс. населения.
Общие расходы на здравоохранение на душу населения составляют свыше 2 300 долл. США по сравнению с общемировым средним показателем в 1058 долл. Количество больничных коек на 1тыс. населения составляет 10 мест, что значительно выше среднего показателя по странам ОЭСР.

Основными законами, регулирующими сферу здравоохранения в РК, являются «Рамочный акт о здоровье и медицинских услугах» и «Акт о национальном медицинском страховании». Также в стране действуют свыше 40 законодательных актов (законы, решения правительства, другие подзаконные акты), касающиеся регулирования сферы здравоохранения.
В первую очередь, следует отметить, что система медицинского обслуживания в Республике Корея представлена в основном частным сектором, а на долю национальных больниц приходится всего лишь 5,5% учреждений. Больницы рассредоточены по всем регионам и создают тесную систему сотрудничества с центральной (национальной) больницей.
Медицинские учреждения в Южной Корее можно условно разделить по их специализации. Государственные центры медицинской помощи, небольшие больницы и поликлиники, расположенные в каждом муниципальном округе, специализируются на профилактическом лечении и простудных заболеваний, в том числе оказании первой медицинской помощи. Другой уровень представлен больницами общего профиля, которые расположены при крупных частных университетах.

В Южной Корее система всеобъемлющего медицинского обеспечения граждан осуществляется за счет национальной программы медицинского страхования.

Первый закон о медицинском страховании в Южной Корее — Закон о национальном медицинском страховании, вступил в силу в 1963г. С 1977 г. все компании, имеющие более 500 сотрудников, стали обязаны предоставить программу страхования здоровья, а также были созданы отдельные фонды страхования здоровья. В 1979 г. требования к предоставлению страхования были расширены до компаний с более чем 300 сотрудниками, государственных служащих и сотрудников частных школ. В 1989 г. в эту систему также были включены предприниматели из сельской местности, тем самым программа страхования достигла всеобщего охвата.
Система здравоохранения первоначально зависела от некоммерческих страховых обществ для управления и обеспечения страховой защиты. По мере расширения программы с 1977 по 1989гг. правительство приняло решение разрешить различным страховым обществам предоставлять охват различным слоям населения, чтобы свести к минимуму вмешательство государства в систему медицинского страхования. В конечном итоге это привело к созданию неэффективной системы, в результате которой появилось более 350 различных медицинских страховых обществ. В этой связи в 2000г. все медицинские общества были объединены в Национальную службу медицинского страхования. Эта новая услуга стала системой здравоохранения с одним плательщиком в 2004 году.

Система страхования финансируется за счет взносов, государственных субсидий и пошлин к табаку. В страховой фонд отчисляются 5,08% доходов наемных работников, в то время как взносы индивидуальных предпринимателей устанавливаются на основе их дохода и имущества. На долю табачных надбавок приходится 6% финансирования. Правительство предоставляет 14% от общего объема финансирования медицинского страхования.
Ежегодно общие расходы государства на медицинское страхование составляют около 7% от ВВП.
Государственная система страхования в Южной Корее упрощенно разделяется на 4 части:

  1. Министерство здравоохранения и социального обеспечения (МЗСО) отвечает за общее регулирование и политические решения. Оно регулирует деятельность государственной программы страхования здоровья путем составления и внедрения законодательной основы.
  2. Государственная корпорация страхования здоровья (ГКСЗ) за управление государственной программой страхования здоровья, а именно за регистрацию застрахованных лиц и членов их семей, сбор взносов и установки графика оплаты медицинских услуг.
  3. Агентство по надзору за страхованием здоровья (АНСЗ) отвечает за рассмотрение медицинских расходов и оценку стоимости медицинских услуг. После получения медпомощи пациент может подать иск в АНСЗ с просьбой о пересмотре его медицинских расходов, и ГКСЗ может возместить финансовые претензии.
  4. Медицинские учреждения, предоставляющие услуги здравоохранения, которые управляются и контролируются МЗСО.

При этом государство пропагандирует здоровый образ жизни. Посредством СМИ и рекламы ведется массовая пропаганда среди населения регулярных профилактических осмотров. Во многих учреждениях, без результатов медосмотра могут не принять на работу.
Одним из главных факторов сохранения качества жизни специалисты выделяют плановые осмотры врачей. Так, первый закон о медицинском страховании вступивший в силу в 1963г. призвал все компании, имеющие в штате 500 сотрудников, предоставить программы страхования здоровья. В последствие это требование распространилось на компании численностью в 50 человек, государственных служащих и сотрудников школ, а также предпринимателей, в том, числе и сельской местности. В результате, каждый работоспособный житель Кореи по закону обязан пройти плановое медицинское обследование 1 раз в год. Оно включает в себя: общие анализы, колоноскопию и гастроскопию, ЭКГ, УЗИ всех органов, осмотр гинеколога, окулиста, лора, специалисты определят индекс массы тела и дадут рекомендации по здоровому питанию и образу жизни.
В Южной Корее медицинские услуги могут предоставлять только лицензированные профессиональные врачи. Медицинским законом установлено, что медицинские услуги могут предоставлять только доктора, стоматологи, медсёстры, врачи традиционной медицины и акушеры, получившие лицензию Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Помощники медсестёр, иглотерапевты (акупунктурщики) и массажисты считаются полумедицинскими специалистами.
В РК зарегистрировано более 91 тыс. врачей, 23 тыс. стоматологов, 17 тыс. врачей традиционной восточной медицины, 57 тыс. фармацевтов, 8,5 тыс. акушеров и 240 тыс. медсестёр. При этом, большинство частных медицинских учреждений расположены в городской местности, и около 90% врачей сосредоточены в городах, в то время как только 80% населения проживает в городах.

Система получения медицинских услуг осуществляется следующим образом. Корейские пациенты могут пойти к любому доктору или медицинский институт, включая госпитали. Система получения медицинских направлений делится на 2 этапа. Пациент может пойти к любому медицинскому учреждению кроме специализированных больниц общего профиля, принадлежащих крупным частным компаниям. Если пациент хочет пойти во вторичный госпиталь он предоставляет специальный бланк, выданный врачом, изначально обследовавшим пациента. Есть несколько исключений, когда пациент может пойти в любой госпиталь без этого бланка, к чему относятся роды, экстренная медпомощь, стоматология, реабилитация, семейный медсервис и заболевания гемофилией.
Особенностью системы здравоохранения Кореи является то, что в развитии данной отрасли большую роль играет частный сектор (инвестиции). Сегодня рынок частных медицинских услуг в РК доминирует, как по количеству предоставляемых услуг, так и в денежном выражении. Этому способствует взвешенная ценовая политика и качество работы частных медучреждений. Ежегодно открываются и строятся новые клиники.
В конце 1970-х гг. начала ощущаться острая нехватка медицинских учреждений из-за повышения требований, связанных с введением обязательного социального медицинского страхования. В целях решения этой проблемы, корейское правительство сделало акцент на предоставление поддержки частному сектору в расширении их присутствия в секторе здравоохранения. Оказывалось содействие в  привлечении иностранных кредитов и выделялись займы для строительства новых объектов здравоохранения или расширения существующих.
Несмотря на то, что количество больничных коек было значительно увеличено, результатом стал их переизбыток, тогда как продолжалось ощущение нехватки коек для долгосрочного ухода за больными.

В то же время наблюдалось неравномерное распределение медицинских учреждений между городскими и сельскими районами, что было вызвано тем, что частный сектор больше склонялся к осуществлению деятельности в городских районах для получения относительно высоких доходов.

Резкий рост частных инвестиций в сектор здравоохранения обусловлен рядом факторов. В 1990г. была отменена национальная политика, регулировавшая создание медицинских учреждений и количество коек, а также упразднены система установки предельного уровня для количества коек по регионам, порядок предварительного согласования с министром здравоохранения вопроса создания новых больниц и коек, и ослаблены требования к созданию новых университетских больниц.
Кроме того, росту доли частного сектора способствовали проведенные реформы, включавшие в себя внедрение системы обязательного социального медицинского страхования с охватом всего населения, а также послабление требований и процедур по реализации частных инвестиций.
Сегодня законодательство в сфере здравоохранения Южной Кореи позволяет поставщикам услуг посредством частных инвестиций относительно легко учреждать и расширять медицинские учреждения при выполнении определенных требований. В целом, созданы необходимые условия и правовые рамки для планомерного вложения частных инвестиций.
Благодаря последовательным инвестициям, к настоящему времени на частный сектор приходится более 96% всех функционирующих в Южной Корее медицинских учреждений (больницы, клиники и др.).
На сегодняшний день в Южной Корее действуют более 50 тыс. медицинских учреждений, в которых общее количество коек превышает 450 тыс. В последнее время наблюдается увеличение коек для долгосрочного ухода за больными в связи с ростом количества преклонных лиц среди населения.
Более 90% всех врачей работают в частных медицинских учреждениях. Среди пациентов частных медицинских учреждений представлены лица из всех доходных групп. По оценкам специалистов, основными потребителями их услуг являются представители среднего класса. В свою очередь растущая конкуренция среди частного сектора способствует повышению эффективности частных инвестиций, а также улучшению качества оказываемых услуг.
Специфика корейских частных медицинских учреждений заключается в том, что в них предоставляются по существу те же услуги, что и в государственных больницах, при этом они больше оказывают услуги, которые не покрываются обязательным социальным медицинским страхованием и тем самым устанавливают более высокие цены на них.
При этом, несмотря на доминирование частного сектора, государство продолжает инвестировать в материально-техническую базу медицинских учреждений, закупать для них оборудование, строить новые здания и т.д.
По мнению экспертов, «привлекательность» корейских медицинских институтов будет во многом зависеть не только от квалификации специалистов, но и уровня развития используемых медицинских технологий. Корейские компании – производители постепенно набирают популярность среди зарубежных клиентов и укрепляют свои позиции на мировом рынке.
Правительство также старается внедрить дополнительные меры по повышению уровня «технологичности» сектора здравоохранения. Одним из новых мер стали планы правительства Кореи по активному продвижению пилотных проектов в области дистанционной медицины, которая позволит пациентам с хроническими заболеваниями консультироваться с врачами на регулярной основе.

Еще одна особенность – все медицинские учреждения (даже частные) считаются некоммерческими. Это значит, что доход, полученный от предоставления медицинских услуг, не облагается налогом, цены на виды услуг устанавливает государство, прибыль может использоваться только для реинвестирования.

В последнее время в Корее активно развивается фармацевтическая промышленность, и сегодня южнокорейские фармацевтические предприятия обеспечивают лекарствами-дженериками большую часть внутреннего рынка. Объем южнокорейского фармрынка занимает четвертое место в Азии (после Японии, Китая и Индии) и составляет 11 млрд. долл. США в год, а его ежегодный прирост составляет около 13%.

В 2001г. вступил в силу Акт о разделении выдачи рецептов и продажи лекарств, согласно которому корейские врачи не имеют права продавать пациентам лекарственные препараты, а аптекари отпускать препараты без рецепта врача. Это послужило повышению доверия пациентов к фармацевтическим препаратам, и продажи оригинальных препаратов в стране резко возросли. Все выписываемые рецепт разовые, включая для пациентов с хроническими заболеваниями.

При этом стоимость услуг врачей тоже выросла на 72%, а количество выписываемых ими рецептов увеличилось в 5 раз. В 2011г. в стране был принят закон, по которому 48 наименований лекарственных средств были разрешены для продажи в некоторых универмагах и супермаркетах, в числе этих которых Тайленол, Аспирин, Фестал и безалкогольные энергетические напитки, которые до этого считались лекарствами и тоже продавались исключительно в аптеках.
Следует отметить, что в Корее очень низкое количество дежурных аптек: всего из более 21 тыс. аптек в стране только 59 являются дежурными. Это объясняется высокой стоимостью рабочей силы в Корее, и аптеки, работающие в сверхурочные часы, из-за низкого оборота в вечернее и ночное время фактически терпят убытки. Разрешение продавать безрецептурные средства вне аптек помогло отчасти решить проблему обеспечения населения лекарствами повышенного спроса.
Министерство безопасности пищевых продуктов и медикаментов (МБППМ), является органом, осуществляющим контроль за безопасностью и качеством лекарственных средств, косметики, медицинских приборов и оборудования.
Основные расходы на лекарственные средства покрываются за счет медицинского страхования путем возмещения оплаты за лекарства (до 70%). Почти все лекарственные средства, получившие одобрение МБППМ, автоматически перечисляются в список страхового возмещения.
В Корее бесплатное стационарное обслуживание не предоставляется. Согласно пункту 3 статьи 27 Закона «О Медицинском Страховании» гражданин Кореи не имеет права уклоняться от взносов на медицинское страхование, и бесплатное медицинское лечение является незаконным.
Для людей с ограниченными физическими возможностями, с низким уровнем доходов, имеющих право на получение медицинских пособий в соответствии с законом о медицинском страховании, часть или все медицинские расходы будут финансироваться государством. Лица с ограниченными возможностями и низким доходом – это граждане, которые имеют право на получение медицинских льгот среди лиц, получающих базовое обеспечение, которое определяется в зависимости от имущественного дохода людей с инвалидностью или лиц, которые подлежат медицинскому страхованию в связи с низким доходом. Кроме того, существуют проекты в сфере социального обеспечения, которые покрывают медицинские расходы, затраты на лечение редких или неизлечимых заболеваний, помогают людям
с раковыми заболеваниями.

Так, вышеуказанные категории лиц входят в Программу медицинского содействия (для пациентов, не имеющих возможность самостоятельно оплатить медицинские услуги) и Программу долгосрочного страхования (которая охватывает около 4% пожилых корейцев с серьезными функциональными ограничениями
в повседневной жизни).
В Корее насчитывается ок. 40 медицинских высших образовательных учреждений, которые функционируют на базе ведущих университетов страны. Ежегодно эти ВУЗы выпускают свыше 3500 студентов.
Профессия врача считается одной из наиболее уважаемых в РК, в связи с чем, конкурс на поступление в медицинские ВУЗы и требования к студентам во время учебы являются весьма высокими.

Материал подготовлен на основе Интернет источников.