Ishonch telefoni:
(+998 71) 241 02 39
Elektron pochta:
info@tibbiysugurta.uz

Сырдарьинский опыт: пациенты не стоят в очереди на прием к врачу

Tibbiy sug‘urta sayti > Новости > Сырдарьинский опыт: пациенты не стоят в очереди на прием к врачу
Tibbiy sug‘urta sayti > Новости > Сырдарьинский опыт: пациенты не стоят в очереди на прием к врачу

Сегодня в Узбекистане на основе международного опыта приступили к поэтапному внедрению системы государственного медицинского страхования.

Первый этап в качестве испытания проводится в Сырдарьинской области. Второй этап планируется реализовать в 2023 году в республике Каракалпакстан, Самаркандской, Навоийской, Сурхандарьинской и Ферганской областях и городе Ташкенте, а третий-с 2025 года по всей стране.

Итак, насколько окупился опыт Сырдарьи за прошедший год?

— Прежде всего, в рамках проекта был сформирован электронный реестр более 852 тысяч жителей области, — сказал исполнительный директор Фонда государственного медицинского страхования Фаррух Шарипов.

— Вся информация о диагнозе, истории болезни и статусе лечения пациентов собирается в электронной базе. Это помогает в раннем выявлении и профилактике заболеваний, а также в оценке деятельности врачей.

Это намного удобнее как для пациента, так и для врача. Потому что данные из электронной базы быстро находят. С результатами предыдущих посещений и осмотров врач может ознакомиться полностью в течение нескольких минут.

В то время как в бумажной форме медицинских карт пациенты теряли много времени, ожидая, пока медсестра зарегистрирует их, выполнит поиск карт и попросит врача просмотреть записи.

В процессе внедрения механизмов государственного медицинского страхования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи были созданы помещения для проведения преддипломных осмотров, соответствующие установленным нормам.

В результате для осмотра пациента, постановки диагноза, проведения процедур семейный врач имел возможность выделить 15-20 минут вместо средних 5-6 минут, как раньше.

В кабинете доврачебного осмотра практикующие медсестры проводят первичный скрининг, чтобы пациент мог самостоятельно обследоваться и оценивать риск неинфекционных (сердечно-сосудистых, сахарного диабета, респираторных) заболеваний.

Регистрирует свои жалобы и, при необходимости, направляет на прием к семейному врачу. В результате первоначального обследования количество пациентов, принимаемых семейным врачом, увеличилось, а их направление к узким специалистам снизилось в среднем на 16 процентов.

Самое главное, что пациенты, которые приходят в медицинское учреждение, больше не стоят в очереди. Они записываются в электронную очередь заранее, в удобное для себя время.

В настоящее время система государственного медицинского страхования, внедряемая в качестве эксперимента в Сырдарьинской области, дает первые результаты.

В частности, в рамках проекта вместо профилактических осмотров на территории проводятся целевые скрининговые обследования, исходя из специфики региона.

Специалисты поясняют, что если профилактика будет хорошо налажена, заболеваемость резко снизится, а также сэкономятся средства на ней. Кроме того, за счет раннего выявления заболеваний достигается повышение уровня здоровья населения, средней продолжительности жизни.

Так как же иностранный эксперт, консультант Всемирной организации здравоохранения по Узбекистану Кристофер Фицпатрик, внимательно следящий за этим процессом, оценивает опыт Сырдарьи?

— Узбекистан внедряет качественную модель охраны здоровья населения, — сказал представитель ВОЗ. — Это передовой опыт, который успешно прошел испытания в развитых странах.

Мы непосредственно следим за процессами, и, как эксперт, я могу сказать, что бесплатная доставка лекарств на дом человеку, страдающему этим заболеванием, гарантирует, что ему будет оказана помощь как можно скорее.

Каждая система здравоохранения имеет свои уникальные аспекты. Лучше предотвратить, чем лечить заболевания, однако раннее выявление заболеваний также имеет большой эффект при лечении.

Впервые в Узбекистане проводится работа по внедрению системы государственного медицинского страхования в качестве эксперимента, объединению больниц с целью создания на их базе медицинского кластера, гармонизации там науки и практики.

В отрасли внедряются сложные и высокотехнологичные практики. В этом отношении мы всегда готовы дать рекомендации и советы, основанные на международном опыте, способствовать более быстрому внедрению этих сложных процессов в практику.

Также поучительным аспектом является то, что в рамках механизмов государственного медицинского страхования все больше внимания уделяется пациентам с хроническими заболеваниями. Хотя раньше их регистрировали, назначали лечение и наблюдали.

К сожалению, не все могут вовремя купить лекарство и начать лечение в установленные сроки. В результате у пациентов возникают осложнения. В рамках системы государственного медицинского страхования пациентам бесплатно выдается часть медикаментов. А аптека находится в самой поликлинике…